Полезно знать

Татьяна Шендик: Введение уведомительного порядка проведения массовых мероприятий – это шаг государства навстречу гражданскому обществу

6 марта в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь состоялось расширенное заседание рабочей группы по доработке проекта Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения массовых мероприятий».

Законопроектом предлагается ввести уведомительный порядок проведения массовых мероприятий в местах, которые будут определяться местными исполнительными и распорядительными органами для проведения массовых мероприятий;

предусмотрен ряд мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности, в том числе дополнительные требования к организаторам массового мероприятия, перечню предметов, запрещенных к проносу в место проведения массового мероприятия, а также повышение уровня ответственности политических партий, общественных объединений и иных организаций за организацию и проведение массовых мероприятий;

установить обязанность журналиста, присутствующего на массовом мероприятии с целью освещения хода событий, иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и служебное удостоверение журналиста средства массовой информации;

предусмотреть возможность изменения руководителем местного органа при рассмотрении заявления по согласованию с организатором массового мероприятия вида массового мероприятия (вместо демонстрации разрешать митинг и др.);

установить исчерпывающий перечень способов, которыми нельзя объявлять о массовых мероприятиях до получения разрешения на их проведение и др. [1].

Представители РОО «Белая Русь», правозащитных организаций и других общественных объединений страны, приглашенные на заседание, имели возможность внести предложения и выразить отношение к предложенным поправкам в законодательство.

Даже с учетом прозвучавших замечаний и предложений нельзя недооценивать вклад разработчиков законопроекта в либерализацию законодательства о массовых мероприятиях. Уведомительный подход к проведению массовых мероприятий – это шаг государства навстречу гражданскому обществу. Такой шаг создает условия для реализации гражданами страны своего конституционного права на свободу массовых мероприятий.

Уведомительный принцип оправдал себя в период проведения массовых агитационных мероприятий кандидатами в депутаты и их доверенными лицами в ходе избирательных кампаний. На примере избирательных кампаний мы видим, что перечень мест, которые определяются местными исполнительными и распорядительными органами для проведения агитационных мероприятий с каждым разом расширяется.

Однако правоприменительная практика этого подхода в рамках Закона о массовых мероприятиях будет во многом зависеть от самих организаторов массовых мероприятий и их готовности соблюдать Закон в полной мере.

Много внимания в ходе обсуждения было уделено вопросу оплаты организаторами массовых мероприятий услуг по охране общественного порядка, расходов по медицинскому обслуживанию, уборке территории.

По мнению «Белой Руси» оплата подобных расходов – это также вопрос ответственности организаторов перед гражданами, которых они приглашают принять участие в митингах, шествиях и других массовых мероприятиях. Человек, который готов поддержать ту или иную гражданскую или политическую инициативу должен быть уверен, что его не принесут в жертву политической борьбы, как это уже случалось в современной истории Беларуси.

Что касается поправок в законодательство, в части общих требований к обеспечению общественного порядка при проведении массовых мероприятий, а так же права местных исполнительных органов изменять формат массового мероприятия, то они соответствуют международной практике.

Поскольку проведение митингов, шествий увеличивает вероятность совершения действий, нарушающих общественное спокойствие или обще­ственный порядок, процедура реализации свободы собраний во многих признанных демократическими странах регламентируется более обстоятельно.

Например, в США главными условиями проведения публичных акций является их мирный характер, разрешение собственника земли, на территории которой планируется ми­тинг, а также уведомление местных властей, которые могут ограничить свободу собраний (изменив место, время проведения либо вообще отменив соответствую­щее мероприятие). Законы многих штатов запрещают проводить массовые мероприятия вблизи зданий судов, мест лишения свободы и военных объектов с тем, чтобы избежать их политизации.

Закон о собраниях и шествиях Германии позволяет запрещать даже публичные собрания в закрытых помещениях, если, например, установлены факты, свидетельствующие, что организаторы намерены в ходе собрания вызвать волнения или установлены факты, свидетельствующие, что организатор намерен защищать взгляды на преступление или правонарушение или собирается допустить об этом высказывания.

О собраниях под открытым небом или шествиях в Германии организатор обязан не менее чем за 48 часов до объявления уведомить компетентный орган, который может запретить их проведение, если имеются явные признаки угрозы общественной безопасности или установленному порядку.

В Японии также собрания, митинги, демонстрации и иные массовые мероприятия проводятся только с разрешения органов публичного управления. А вот по отношению к стихийным (незапланированным) массовым выступлениям позиция японских властей категорична. Органам полиции дано право пресекать стихийные массовые манифестации, а их участники за нарушение общественного порядка могут быть привлечены к суду [2].

Подводя итог, можно сказать, государство сделало первый шаг на пути либерализации законодательства о массовых мероприятиях. После вступления в силу новой редакции Закона ответный шаг должны сделать представители гражданского общества, продемонстрировав свою зрелость и ответственность не только перед Законом, но, в первую очередь, перед своими сторонниками и людьми, которые им доверились.

Источники:

1. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения массовых мероприятий / Официальный сайт Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.house.gov.by/ru/zakony-ru/view/o-vnesenii-dopolnenij-i-izmenenij-v-nekotorye-zakony-respubliki-belarus-po-voprosam-provedenija-massovyx-342/– Дата доступа: 01.03.2018.

2. Страшун, Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / Б.А. Страшен [и др.]; под общ.ред. Б.А. Страшен. – 3-е изд. – Москва : Норма, 2008. – 1136 с.

Комментарии

Информационный центр

Скидки членам «Белой Руси» - от аквапарка «Фристайл»
© Республиканское общественное объединение «Белая Русь»  2007 - 2018 
Дизайн и программирование — Разработка сайта — Astronim*